Сегодня в Москве состоялась презентация игрового процесса Max Payne 3. Комментировал происходящее и отвечал на вопросы журналистов Федерико Клонферо — менеджер по маркетингу Rockstar Games.
Разработку Max Payne 3 ведут внутренние студии Rockstar, но создатели первых двух частей — Remedy — тоже не остались в стороне. Просто теперь роли поменялись: если раньше Rockstar выступали издателями и контролировали, то нынче наоборот — представители Remedy (в том числе Сэм Лэйк, с которого в свое время рисовали самого первого Макса) внимательно следят за ходом разработки и поправляют «рокстаровцев», если считают нужным. Таким образом, хоть в игре и просматривается фирменный почерк Rockstar, она максимально приближена к «тому самому» Максу Пэйну, который успел полюбиться игрокам.
Max Payne 3 следует традициям оригинала — как и прежде, упор делается на кинематографичность и на то, чтобы создать продуманного и многогранного главного героя. В которого игроки поверят и чьими бедами проникнутся.
По мнению Клонферо, жанр боевика от третьего лица подходит для этого как нельзя лучше. Хотя глядя на мир глазами персонажа, становится проще погружаться в игру, при этом начинаешь ассоциировать себя с главным героем. А иначе — наблюдаешь все чуточку со стороны, и эффект сопереживания усиливается.
Что же касается кинематографичности, тут у Rockstar планы наполеоновские. Клонферо так и сказал: «Мы хотим создать самый кинематографичный шутер в истории!» И, кажется, не соврал.
► Дебютный ролик одной из самых ожидаемых игр 2012 года. Так как же старину Макса занесло в Сан-Паоло и куда делись его волосы? Это вы узнаете благодаря нашим субтитрам!
Уже совсем не детектив Пэйн
Игра начинается спустя восемь лет после событий второй части. Макс Пэйн ушел из полиции, утратил смысл жизни и потихонечку спивается, временами влипая в неприятности. В первой миссии он еще похож на себя прежнего — тот же плащ, та же прическа, то же скорбное выражение лица, — но выглядит паршиво, постарел и осунулся. Характер тоже изменился. Перед нами уже не отчаянный парень в гавайке, которому нечего терять, и не меланхоличный полицейский, терзающийся мыслями о неразделенной любви, а просто человек, очень сильно уставший от всего на свете. Да, прямо как Брюс Уиллис в последних своих фильмах.
► С лысиной Макс стал еще больше походить на Брюса Уиллиса.
Сюжет подается не в комиксах, а через долгие кат-сцены на движке игры. Мы видим, как Макс возвращается в свою обшарпанную квартиру, где не прибирались, наверное, лет пять. Возвращается не один, а с другом — тот пытается убедить Макса начать новую жизнь. Хоть бы и не здесь, в Нью-Йорке, а в бразильском Сан-Паулу, где одному из богачей нужен толковый человек в службе охраны. Но прежде, чем Макс принимает решение, под окном раздаются крики — местный авторитет Энтони де Марко явился спустить шкуру с бывшего детектива Пэйна. Оказывается, тот недавно убил его сына. И вот толпа вооруженных боевиков собираемся штурмовать дом.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: когда персонажи разговаривают, на экране время от времени появляются ключевые слова из их диалогов. Выглядит это очень стильно и напоминает начальные титры фильма «Большой куш», а заодно помогает быстрее ухватывать суть.
Управление наконец переходит к игроку, в данном случае — к Клонферо. Какое-то время он гоняет Макса по квартире, показывая нам запредельный уровень ее детализации. Прорисовано буквально все, вплоть до мелкого мусора на полу, — такого количества объектов не сыскать даже дома у Адама Дженсена. Затем Макс бежит в коридор, где уже появились первые противники.
► Судя по лазерным прицелам, мстительный Энтони де Марко привел самое меньшее четверых снайперов.
Наследие Джона Ву
Первая же перестрелка наглядно показывает, что имелось в виду под «самым кинематографичным шутером в истории». Инверсионные следы от пуль, разлетающиеся осколки стекол и откалывающиеся куски штукатурки — все это мы уже видели, и не раз, но... не в таком количестве. Противники вылетают Максу навстречу, с крыши соседнего здания в него палят снайперы, а Пэйн прячется в укрытиях, прыгает, перекатывается и стреляет, стреляет, стреляет!
Все это и правда здорово смахивает на дорогой блокбастер в гонконгском стиле, только игрок сам выступает режиссером и постановщиком боевых сцен. Разработчики уйму усилий потратили на то, чтобы все персонажи двигались как можно естественнее, — и они, черт подери, именно так и двигаются! Макс в падении подставляет локти, чтобы смягчить удар, полы его плаща развеваются почти как настоящие, противники валятся на землю в полном соответствии с законами физики и с учетом того, куда именно попала пуля.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: здоровье не восстанавливается само по себе — как и прежде, нам предстоит разыскивать болеутоляющие таблетки и экономно их расходовать.
В дальнейшем сходство с хорошим фильмом только усиливается — кроме обычных перестрелок появляются и постановочные моменты. К примеру, в более поздней миссии, уже в Бразилии, Максу нужно нейтрализовать снайпера, засевшего в комментаторской кабинке на стадионе. Сначала ему приходится какое-то время бегать под обстрелом, стараясь не попадаться под красный луч лазерного прицела, а затем он наконец оказывается прямо над кабинкой, после чего включается очередная кат-сцена. Макс спрыгивает на козырек кабинки, соскальзывает на стойку с прожекторами, сминает ее (искры, вспышки — всё как положено!) и ногами вперед сигает в окошко, сбивая снайпера с ног. Не вставая, достает пистолет, и управление снова переходит к игроку — снайпера остается добить метким выстрелом в голову, разумеется, в режиме slo-mo.
Прием, подсмотренный в Modern Warfare, здесь срабатывает на ура и выглядит очень свежо — ведь камера не «привязана» к глазам персонажа. Она постоянно двигается, демонстрируя происходящее с самого выгодного ракурса. И это ничуть не раздражает, поскольку, когда от игрока требуется совершить некое действие, она исправно повисает над плечом Макса, возвращая привычную перспективу и не мешая прицеливаться.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: на пути к снайперу Макс вырубил одного из противников ударом пистолетной рукоятки. Полноценного ближнего боя разработчики не планируют, но, столкнувшись с противником лицом к лицу, его можно убить, не тратя патроны. Правда, как пояснил Клонферо, возможность подойти к противнику настолько близко будет появляться очень нечасто.
На презентации нам показали три миссии, из которых примерно понятна завязка сюжета. Отбившись от мстительного мафиозо (а может, банально сбежав), Макс соглашается-таки переехать в Сан-Паулу, где перед ним откроются хоть какие-то перспективы. Правда, воспользоваться ими он все равно не сумел и продолжил потихоньку спиваться уже на зарплату телохранителя местного дона. Была в том вина Макса или нет, нам не известно, но в какой-то момент у дона похищают жену. Вычислить злоумышленников не удается, отчаявшийся муж решает заплатить — и Макс с напарником и полной спортивной сумкой долларов отправляется к точке передачи денег, уже упоминавшемуся выше стадиону.
Там его, разумеется, поджидает засада — какие-то хулиганы ранят Пэйна в плечо и забирают сумку. А дальше начинается интересное — пока раненый и непрерывно ругающийся Макс с напарником пытаются выбраться со стадиона, «засада» тоже угождает в засаду! Какие-то серьезные боевики с хорошим оружием и снаряжением нападают на хулиганов и забирают сумку себе. Кто эти люди? Откуда они взялись? Эти вопросы и предстоит решить бывшему детективу, а заодно — вернуть дону и жену, и деньги.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: бородой Макс обзавелся в промежутке между обсуждением ситуации и выездом на стадион. К сожалению, момент появления лысины на презентации не показали. Судя по всему, это произойдет немного позже.
А вот следующая после стадиона миссия внезапно вернула нас на пять лет назад — обратно в Нью-Йорк, в тот самый бар, где Макс пересекся с сынком мафиозо из заставки. Пэйн мирно допивал очередной «дринк», когда к нему вдруг подвалила компания подростков и начала задирать. Макс вяло отшучивался, пока один из парней не перегнул палку, нелестно отозвавшись о его убитой жене. Ответного выпада насчет своего отца-наркодилера малолетний хулиган не снес и достал пистолет, предложив Максу «выйти поговорить».
На этом волнующем моменте презентация подошла к концу.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: подгрузок между миссиями нет вообще. Переход из будущего в прошлое произошел мгновенно — просто в какой-то момент изменилась цветовая гамма и высветилось название новой главы. Судя по всему, игра подгружает данные прямо в процессе показа кат-сцен.
► В игру просочилась и система укрытий. Хотя нельзя сказать, что ей это повредило.
Сан-Паулу — город контрастов
Когда Клонферо спросили, почему местом действия выбрали именно этот город, он пояснил: «В Сан-Паулу полно богатых людей — личных вертолетов здесь больше, чем в любом другом городе мира. И в то же время огромное количество его обитателей живет за чертой бедности — в таких условиях, что и представить себе страшно. Поэтому преступность разгулялась не на шутку: процветают грабежи, коррупция. Работать полицейским в Сан-Паулу очень непросто, за порядком уследить почти невозможно. Богачи вынуждены нанимать личную охрану, ведь на власти положиться нельзя. Словом, нам кажется, что именно такое место лучше всего подходит для придуманного нами сценария».
И нет, разработчики не считают, что солнечная Бразилия — неподходящее место для игры в стиле нуар. «Нуар — это не цвет. Это чувства, эмоции, настроение. Мрачные краски — тоже инструмент для его создания, но на самом деле можно обойтись и без них», — объяснил Клонферо.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: в сетевых сражениях появится slo-mo! Оно не будет включаться одновременно для всех на уровне, просто когда кто-нибудь из игроков врубит bullet time, эффект замедления времени почувствуют все, кто окажется в поле его зрения. Но, по словам Клонферо, это не будет главной «фишкой» мультиплеера Max Payne 3. Важной — да, но не главной. Просто одной из многих.
► И много-много Максов Пэйнов сошлись в неравной схватке...
Что касается женских персонажей, в игре они будут, но на роль новой пассии Макса не станет претендовать ни одна. Слишком уж сложный сейчас период в жизни героя, не до женщин бедняге. На вопрос «А как же Мона Сакс?» Клонферо ответил, что ее очевидно не будет. Что ж, кажется, альтернативную концовку второй части признали-таки неканонической, и те, кто проходил Max Payne 2 на высшем уровне сложности, геройствовали напрасно — Мона взаправду умерла.